Тачки. Вступление.

Озвучив свой интерес к моделям устройств, приводимых в движение человеком, я как-то сразу начал с их двухколесного варианта, полностью проигнорировав их одноколесную разновидность.

И речь не об одноколесных велосипедах различной реализации

хотя тема, конечно интересная, но таких моделей мне не попадалось, а об одноколесных тележках, называемых тачками.

Простота конструкции наводила меня на мысль, что их могли использовать если не строители Стоунхенджа, то уж египетских пирамид — точно.

Ан нет, только древние греки вроде бы сподобились на такое. И есть только единственное письменно упоминание в смете работ на строительство храма в греческом городе Элевсин о неком одноколёсном устройстве (ὑπερτηρία μονοκύκλου), которое позволяет предположить существование тачек в начале 400 годов до нашей эры. Что ж, это сейчас оно элементарное устройство, а тогда это была реализация рычага аж второго рода!

А ведь когда Архимед (287 — 212 гг. до г.э.) определил закон рычага, то он бегал и всем рассказывал, что теперь может перевернуть Землю

 

В принципе, у нас каждый второй пьяный бегает с такими же криками. А каждый первый кричит о том, что какая-то падла именно под ним эту Землю и переворачивает.

После «пьяного» Архимеда всё это затихло почти на полторы тысячи лет и следующие упоминания о тачке в Европе  приходятся на 1200 год плюс/минус полвека.

Обратите внимание: не только и не столько для перевозки грузов! Вот и Пётр I в своём заграничном турне на это внимание и обратил. И где-то в Англии был замечен в управлении тачкой в нетрезвом состоянии. Действо происходило в 1698 году, а фраза напрочь современная.

Не думаю что Пётр тогда попал на штраф, но знание в его голове осело и вроде бы распространение тачек по Руси началось со строительства Санкт-Петербурга.

Хотя дата (как раз на тачке и видать)  написания последней картины, может свидетельствовать только о заблуждении художника, в котором пребывал и я приступая к написанию это статьи. А вот художественные произведения современников события с аналогичным содержанием мне не удалось найти. Во-первых, если лучше поискать — может и найдется. А во-вторых, «…отображение трудового подвига…» стало практиковаться в несколько более поздние времена.

Но в конце 18 — начале 19 вв. тачка в Питере стала привычным атрибутом

И немного об этимологии слова «тачка«. Один из вариантов относит нас к Англии: «…произошло от английского слова tach, то есть касаться и соприкасаться руками с ручками этой самой тачки и за счет этого, тянуть груз«. Вообще-то, толкать. Мы много чего касаемся руками, но не всё из этого называем тачками. На ум приходит отличная фраза неизвестного автора: «Женщины — они такие же как мы, только гораздо приятнее на ощупь«. Можно было и их назвать тачками. Мне более по душе другое: «церковнославянское слово ‘тачати‘ означает — «катить«, чешское ‘táčeti‘ — «крутить, катать«, польское ‘tасzаć‘ — то же самое.» Есть еще созвучное чешское taska — сумка. А вот ожидаемый глагол от «тачка» — «тачать«, вовсе даже шить!

Французское «brouette» имеет связь с «benne» — бадья, ковш. Английское «wheelbarrow» — вообще (на мой взгляд) составное «wheel» — колесо, «barrow» — курган, насыпь.

PS Совсем не в тему, но интересно: почему у нас легковые автомобили стали называть тачками? Из множества версий мне более приглянулась аргументированный вариант alex95008 изложенный им в ответ на соответствующий вопрос:

Году так в 72-м наряду с обычными Волгами (по 10 коп/км) в такси появились Волги-«универсалы» (для перевозки мелких грузов) по 15 коп/км, их практически мгновенно (по функциональности) назвали «тачками«. Буквально через полгода (ну, через год) после появления первых «универсалов» стоимость проезда повысили до 20 коп/км и сделали одинаковой для любых машин (по «просьбе трудящихся» — на «универсалах» таксисты не могли «план» набрать за смену, дорого). Сами «универсалы» среди таксистов (а потом и среди народа) быстренько переобозвались в «сараи», а удобное слово «тачка» перекочевало в область идентификации любой машины такси, включая грузовые.
Нехватка таксистов привела к тому, что водители таксопарков получили право выкупить машину, после определенного пробега (практически после списания), и фраза «тачку купил» в то время означала «купил списанное такси». Немного погодя — стала означать «купил списанную машину» — то есть нечто на колесах, требующее капитального ремонта.
С катастройкой и массовых появлением зарубежного автохлама стало обозначением покупки любой подержаной машины, причем среди «канкретных пацанофф» возникло слово «тачила» — большая («уважаемая») «тачка». Ну а еще чуть погодя из смысла слова «тачка» как-то незаметно пропало понятие «сильно подержаная».
Нормальный и наглядный пример живого развития языка…

И еще в тему (вернее не в тему) история с сайта anekdot.ru

Конец 80-х, один из институтов Академии Наук. И работал в этом институте сотрудник — мужчина лет сорока с внешностью слегка тронувшегося на науке ученого и полностью ей соответствующего — назовем его Иваном (И). И вот начинается раздача дачных участков — болотистая земля с кривыми деревцами. Иван с энтузиазмом взялся за нелегкое дело обустройства доставшихся шести соток и скоро обнаружил, что необходимо транспортное средство. Сказано — сделано. Была закуплена тачка, с ручками и колесом. Иван неделю работал, рассказывая всем, как быстро теперь идет дело. Через неделю, ночью, тачку украли.  Проснувшись на заре и не обнаружив свою любимицу на привычном месте, Иван прямиком направился в милицию (М). Там его встретили вежливо. Далее события развивались так:
(М): Здравствуйте, проходите, что у вас случилось ?
(И): У меня украли тачку.
Милиция всрепенулась — кражи автомашин были не очень распространены.
(М): Пишите заявление — когда, где и т.п.
Пятнадцать минут старания — и заявление готово. Примерно такое: тогда-то, там-то, воспользовавшись темным временем суток, у меня, такого-то, с моего участка злоумышленниками была украдена тачка. Прошу разыскать. Число, подпись.
После ознакомления с документом следует диалог:
(М): Нет, так не годится.
(И): Почему ?
(М): Надо указать номер и модель.
(И): Да нет у нее номера !
Вся милиция ахает:
(М): Неужели новая ?!
(И): Новая — неделю как купил!
После минутного глубоко сочувствующего молчания:
(М): Да-а-а… А модель — то какая, цвет ?
(И): Цвет — зеленый, а модель — затрудняюсь ответить.
В милиции люди попались душевные — ну беда у человека, затрудняется ответить, как не понять.
(М): Попейте водички. Может, вы ее нарисуете ?
(И): Да, давайте!
Впрочем, дорисовать у Ивана не получилось — когда произведение было готово на 3/4, кто-то из сочувствующих заглянул ему через плечо…

P.S. 1. Иван с тех пор о милиции всегда говорит с особой интонацией.
2. Тачку так и не нашли.

 

Первый откликнувшийся

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *